Назад к списку

Первый изразцовый завод в Воронеже 

  В 50-х гг. XVII в. патриарх Никон, избранный главой русской православной церкви, вознамерился ознаменовать свое избрание постройкой нового храма в излучине р. Истры, недалеко от Москвы. Oн захотел украсить собор десятками тысяч разноцветных сверкающих керамических изразцов, заменив ими отсутствующие цветные мраморы. В то время это было неслыханно для культовой и гражданской архитектуры не только в России, но и в Европе. Грандиозный замысел Никона был выполнен опытными и талантливыми русскими гончарами Игнатием Максимовым, Степаном Ивановым и мастером ценинных (изразцовых) дел Петром Ивановичем Заборским. 


Свои изразцы мастера покрывали глухими непрозрачными стекловидными эмалями, которые выглядели как разноцветные драгоценные камни и по красоте намного превосходили цветные мраморы. Человек переступапивший порог собора, останавливался изумленный и растерянный - вокруг него справа, слева, спереди, сзади, вверху вспыхивали тысячи и тысячи синих, желтых, зеленых, красноватых огоньков. Это язычки пламени множества свечей отражались в блестящих изразцах. После осуществления замысла патриарха Никона в России одно за другим стали возникать ценинные производства по изготовлению русских изразцов. В Воронеже на Чижовке, в районе Селивановой горы близ колокольного завода Самофалова, в 1790 г. предприимчивые русские люди братья Иван Николаевич и Семен Николаевич Кудряшовы "при собственном доме" уже имели кафельный завод, на котором производились поливные и неполивные изразцы, украшенные рельефным и расписным орнаментом. За высокие художественные и технические качества изразцы завода братьев Кудряшовых, не раз "были аттестованы начальством многих губерний России". После смерти Ивана и Семена Кудряшовых изразцовый завод перешел по наследству братьям Илье Ивановичу и Василию Ивановичу Поповым и что они, продолжали вырабатывать изразцы, причем улучшенного художественного и технического качества, а также расширенного ассортимента. Братья Поповы принимали заказы из многих губерний России на изготовление изразцов для облицовки стен комнат, печей и каминов и силами заводских рабочих специалистов устанавливали их на местах в соответствии с условиями заказа, гарантируя при этом особую прочность и чистоту работы. В конце XIX в. два сына одного из заводчиков Поповых организовали в старинном селе Ендовище, ныне Семилукского района, производство облагороженной русской керамической посуды из местной гончарной глины, используя для этой цели мотивы местного декоративного оформления. Сыновья Поповы изготовляли чайные наборы, чашки и миски, тарелки и блюда, жбаны для кваса и бутыли для растительного масла и керосина, наборы для специй и в небольших количествах игрушки, покрытые цветными глазурями. В гончарной посуде они воплощали художественные формы, орнаментальные украшения,местную культуру народной керамики Воронежской губернии. Опираясь на многовековой опыт предков, воронежские мастера керамического дела развивали их традиции, обогащая их художественно. В начале XIX в. израцовый завод братьев Поповых в Воронеже стал называться в народе фабрикой Попова. Помимо изразцов на ней изготовляли фаянсовую посуду различного назначения и даже неглазурованные игрушки-копилки в виде домашних и диких животных и птиц, которые потом расписывались прочной масляной краской. В 1902 г. керамические изделия фабрики Попова экспонировались на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге и были отмечены в числе лучших. На этой же выставке были представлены два варианта иконостасов, которые получили высокую оценку устроителей выставки и широкой публики. История создания этих иконостасов по-своему любопытна.

  Изделия художественной керамики. Окрыленный успехом, предприимчивый хозяин фабрики решил расширить ассортимент продукции и приступил к изготовлению керамических деталей для украшения колонн, пилястр и карнизов уже существующей культовой архитектуры. Детали получились удачными. Для пробы ими были украшены снаружи карнизы и пилястры церкви в с. Рогачевка, близ Воронежа, к сожалению, впоследствии разрушенной. Существовало предположение, что тогда же были украшены еще две Церкви неподалеку от Воронежа, но следы их еще не найдены. На центральных люстрах церкви сел Пузево и Клеповка Бутурлиновского района в 20-х гг. нашего времени стояли аршинные, цвета слоновой кости, повитые вдоль широкой золотой лентой декоративные свечи. По утверждению местных старожилов, свечи эти были сделаны на воронежской фабрике Попова. Вслед за этим керамисты фабрики задались целью разработать эскизные проекты и выполнить по ним два варианта иконостасов из местных жирных огнеупорных глин с добавкой тоже местных отощителей. Не выясненные до сих пор причины помешали умельцам фабрики Попова выполнить эту сложную и ответственную во всех отношениях работу на своем предприятии. Оба иконостаса были изготовлены ими на фарфоро-фаянсовом заводе известного в России и за границей русского промышленника М. С. Кузнецова, получившего в 1902 г. звание придворного поставщика. По договоренности Попова с обрусевшим немцем Горном, продававшим нашу огнеупорную глину за границу, для изготовления иконостасов воронежская компания "Горн и К"" отправила на завод М. С. Кузнецова латненские и сгрелицкие огнеупорные глины высокого сорта "Прима". Иконостасы получились на славу, как удавались до сего времени великолепные изразцы. В селах Воронежской губернии и в самом г. Воронеже были многочисленные художники-керамисты, к сожалению, позже забытые. Они мастерски и искренне умели передать в своих творениях, а вернее, в их характерном художественном обобщении, все то, что получили по наследству от своих предков, и то, что сами постоянно видели в деревенской и городской жизни. И в форме, и в декоре, несмотря на постоянное пренебрежение к их искусству, и даже давление власть имущих, они старались творить самостоятельно, не подражая. Эти зачастую малограмотные и даже неграмотные мастера-художники в своем творчестве исходили из принципа простоты. В их понимании истинно красивое должно быть предельно простым. Понятие и видение красоты, как видно, были заложены в них самой природой и тонко чувствовались ими. Несмотря на высокие художественные достоинства обоих иконостасов, они то ли по экономическим, то ли по каким-то другим соображениям Московской епархии не были запущены в серийное производство. Некоторое время в народе ходили упорные слухи, будто один из них был продан во Францию, а другой в Англию и для них там были выстроены русские церкви, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Слухи требуют основательной проверки. Несколько деталей этих иконостасов, сохранившихся в Воронежском областном краеведческом музее, представляют собой высокохудожественные произведения керамического искусства и стоят в одном ряду с известными работами великих мастеров зарубежных стран. Сохранившиеся в небольшом количестве образцы работ воронежских художников-керамистов, работавших на фабрике Попова, свидетельствуют о самобытности их художественной системы, об их поэтичности и декоративности. Хотя каждая отдельно взятая деталь не несет в себе прямого отражения конкретной действительности, ее образный строй, художественная форма абсолютно оптимистичны. Сами же композиционные решения и формы яркие, торжественно-праздничные, жизнеутверждающие, а краски их доставляют человеку огромное наслаждение.