Керамика играла немалую роль в русском зодчестве, в том числе — и церковном. Изразцы украшали фасады и интерьеры храмов, а фарфоровые иконостасы, каждый из которых неповторим в своей красоте и оригинальности, были достопримечательностями соборов и обителей. В годы гонения на все церковное большая часть этих произведений искусства была утеряна. Сегодня традиция применения керамики в церковной архитектуре переживает свое возрождение.
История русского керамического иконостаса зарождается в стенах Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. Строительство собора было начато в 1658 г. по приказу и при непосредственном участии патриарха Никона. Начиная с 1660-х годов, в Воскресенском соборе было устроено и освящено девять приделов с керамическими иконостасами. Сохранившиеся семь трехъярусных и двухъярусных керамических иконостасов поражают величием форм, блеском цветных искрящихся глазурей, лепкой крупных фигурных деталей.После уникальных керамических иконостасов XVII века история русского изразцового искусства долгое время не знала подобных примеров. Не случайно в середине XIX века исследователь изразцов Нового Иерусалима архимандрит Леонид (Кавелин), высоко оценивая керамические иконостасы собора, сожалел о том, что в его время «не нашлось охотников возобновить приложение ценинного дела к внутреннему украшению церквей».Однако «охотники» нашлись и вскоре были предприняты попытки изготовления фарфоровых иконостасов на заводе А. М. Миклашевского.Но это были скорее отдельные эпизоды, ведь для выпуска сложнейшего, больших размеров иконостаса требовалось мощное производство с высоким уровнем оснащения. Кроме того, эти дорогостоящие изделия нужно было удачно реализовать, а это могло сделать предприятие, уже завоевавшее рынок. Этим условиям в России в то время отвечало «Товарищество М. С. Кузнецова».В иные годы на заводах М.С. Кузнецова производилось до двух третей всей фарфоровой продукции России. Не случайно его называли «фарфоровым императором». Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. Каталоги изделий Товарищества предлагал и покупателям печи и камины, киоты и иконостасы.Представленный на Всемирной выставке 1900 года в Париже иконостас Кузнецова был отмечен премией. Конструктивные, технологические и художественные качества этих изделий проверены и временем. До наших дней дошли три иконостаса и напольный киот церкви Архангела Михаила в поселке Мордово Тамбовской области; три иконостаса церкви Воскресения Христова в селе Зимовеньки Белгородской области; три – в Свято-Троицкой церкви в селе Красногвардейское Ставропольского края; два – в Никольской церкви в селе Голенково Тверской области; один – в соборе Бориса и Глеба в Рязани; еще один – в церкви Святого Владимира в чешском городе Марианские Лазни. Три фаянсовых иконостаса находятся неподалеку от Москвы – в церкви Преображения Господня в городе Железнодорожном (бывшее село Саввино).Нынешнее возрождение церковной жизни вновь обратило ее устроителей к старой традиции – созданию керамических иконостасов. В 1996–1998 годах на Урале воссозданы три фаянсовых иконостаса в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Работа подразумевала и изучение русской традиции в этой области, в первую очередь иконостасов М. С. Кузнецова.Достоинства фаянсовых и фарфоровых иконостасов неоспоримы: их нетрудно содержать, на них долго держится позолота, а если какая-то деталь разобьется, то ее легко можно заменить. В современном производстве отлажен технический процесс во всех звеньях изготовления: проектировании, компьютерном моделировании, изготовлении моделей и керамических изделий, монтаже. Такое воплощение получила традиция производства керамических иконостасов, ведущая свое начало из семнадцатого столетия, продолженная в девятнадцатом и возрожденная в наше время.
Подготовлено зав. сектором керамики МГОМЗ Барановой С.И. совместно с ООО «Паллада»
http://ortox.ru/2012/10/23/russkij-keramicheskij-ikonostas/